Главная Источники "Брат" и "Брат 2" - культовые российские фильмы


"Брат" и "Брат 2" - культовые российские фильмы

Источники

Data: 09.05.2010 03:49 | Автор: Administrator

Режиссер - Алексей Балабанов. В ролях - Сергей Бодров-младший, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий.

Главные злодеи:

Данила Багров, Виктор Багров, Круглый, Валентин Белкин, Мэнис

Вот я и подобрался к заметкам о самом нашумевшем российском фильме 2000 года. Конечно, еще вовсю шумит "Сибирский цирюльник" Михалкова, но там больше шумит сам Михалков, чем зрители, а вот "Брат-2" отличился тем, что еще задолго до появления фильма на экране о нем разговаривали, его обсуждали, его ждали.

Почему? Разумеется, потому, что первый "Брат" стал необыкновенно популярным, причем совершенно неожиданно для самого Балабанова, который сам признался, что снимая этот фильм, он вовсе не рассчитывал на большую его популярность и очень удивился, когда "Брат" стал просто культовым.

Я не буду писать отдельную заметку о первом "Брате", поэтому перед разговором о "Брате-2" немного поговорим о первом фильме.

Данила Багров - молодой парень, вернувшийся домой из армии, где ему пришлось воевать в Чечне. Впрочем, Данила свои военные подвиги скрывает, рассказывая всем, что два года оттрубил писарем в штабе. Поначалу все верят, потому что Данила вовсе не похож на какого-то супермена - невысокий, симпатичный парень с открытой и даже застенчивой улыбкой. Так обычно выглядят аспиранты факультета исторических наук (кстати, в жизни Бодров-младший как раз и был аспирантом факультета истории искусств и даже защитил диссертацию). Но Данила - прошел через Ад. От этого он не стал "идеальной машиной для убийства", каким изобразили Рембо в фильме "Первая кровь", но убийство для него - вещь достаточно естественная, ведь довольно долго в Чечне он именно этим и занимался.

В своем родном городишке ему особенно делать нечего, поэтому мать советует Даниле отправиться в Питер, ведь там живет его старший брат (брата играет очень интересный актер - Виктор Сухоруков), который, по словам матери, "вышел в люди", а значит и Данила при нем как-нибудь приткнется.

Однако, приехав в Питер, Данила выясняет, что его брат - вовсе не большой начальник, а наемный убийца - киллер, говоря по-современному - по кличке Татарин. Но Даниле как-то по-барабану - киллер братец или большой начальник. Он вообще отличается некоторой сентиментальностью чувств, поэтому брат ему дорог в образе киллера не меньше, а может быть, даже и больше, чем в образе большого начальника. А еще Данила очень трогательно любит Бутусова. Но не как мужчину, а как руководителя ансамбля "Наутилус", поэтому постоянно таскает плеер и слушает последний альбом "Наутилуса".

В общем, жизнь в Питере у Данилы сложилась. Он, по просьбе брата, пару раз грохнул кого-то (брат его ловко подставил вместо себя, но Данила все равно его любит, потому что... потому что брат, понятно?), причем сумел уйти от других киллеров, которые должны были в свою очередь шлепнуть его. Уходя от погони, Данила знакомится с девушкой - водителем трамвая и закручивает с ней любовь. (Тут глаза у Экслера подернулись дымкой, и он тоже стал вспоминать, как крутил любовь с девушкой - водителем трамвая, но быстро схлопотал от Марии котом Бубликом по голове, после чего вернулся к заметке.) А еще у него сложилась небольшая любовь с юной наркоманкой, которой сам Данила, в общем-то, до балды, но ей нравится, что у парня есть башли, на которые можно купить дурь.

Впрочем, из Данилы киллер получился какой-то непрофессиональный, потому что он в момент ДЕЛА может внезапно увидеть Бутусова и отправиться с ним тусоваться, что вызывает справедливые нарекания других киллеров. Но Данила не любит нареканий в свой адрес, поэтому застенчиво улыбается и мочит этих киллеров, чтобы им жизнь разборкой не казалась.

Под конец фильма брата чуть не замочили другие бандиты (кстати, образ главного бандита, который охотится на Татарина и Данилу, настолько гротескный, что как-то явно выпадает из стройного ряда довольно удачных и жизненных остальных ролей), но их всех замочил Данила. А брата - не замочил, хоть брат его подставил и продал со всеми потрохами. Потому что брат - это брат, а брата Данила любит. Может быть, даже больше "Наутилуса". Вот такой сюжет.

Впрочем, я прекрасно понимаю, что безнадежное это дело - пересказывать сюжет первого "Брата". Потому что в любом изложении он совершенно не отражает того, почему фильм так понравился, что стал чуть ли ни культовым.

Так почему он так понравился? Да потому что это был практически первый российский ПРАВИЛЬНЫЙ боевик. Правильный в том плане, что не представлял собой убогое до безобразия подражание американским или, не дай бог, индийским боевикам, а являлся именно НАШИМ боевиком, рассказывающем о простом российском парне, причем ситуация, изложенная в фильме, была в какой-то степени очень жизненной и узнаваемой. Тут как раз недавно по телевизору показывали еще одну старую попытку сделать крутой российский боевик - фильм "По прозвищу зверь" с вечно небритым Певцовым. И что? Бред сивой кобылы. Все тот же псевдо-Голливуд, мать его. Мышцатый Певцов - ах какой благородный - садится в тюрьму, там всех мочит мускулистыми ногами, выходит оттуда и мочит уже главного НЕГОДЯЯ все теми же мускулистыми ногами. И за весь фильм ни разу не побрился. Может такой фильм стать культовым? Черта с два!

А вот "Брат" - стал. Потому что Данила - не супермен. Он - наш, российский. Только спуску никому не даст. Ни обнаглевшим кавказцам, ни бандитам. И при этом имеет свои симпатичные и сентиментальные черты - любит брата, "Наутилус" и маргинальных девочек, которые по-своему тоже несчастные, зато не любит "черножопых" и евреев.

Балабанова после этого фильма упрекали в расизме и национализме, мол, Данила там один раз называет пару кавказцев "черножопыми", а одному своему другу признается в том, что "не любит евреев". Совершенно напрасно упрекали, между прочим. Интересно, а как, по-вашему, называет кавказцев парень, вернувшийся с войны в Чечне? И с какой стати ему нужно любить евреев, если политика партии и правительства много-много лет вбивала всем очень важную мысль о том, что мы, конечно, интернационалисты, но вот с евреями нам не по пути. Потому что они то ли "Капитал" у Маркса сперли и не отдают, то ли вообще негров угнетают, просто не ходи купаться...

Так что я не понял, чего хотели упрекальщики. Чтобы Данила полез к кавказцам целоваться, или чтобы он полфильма признавался в любви к евреям? Да евреи за это сами Балабанова зверски избили бы мацой!

Ладно, хватит о первом "Брате". Остановимся на том, что фильм получился хороший, жизненный, а его появление создало нового героя нашего времени - Данилу. Симпатичного русского парня, который обладает многими привлекательными чертами, застенчивой улыбкой, но не даст спуску ни богу, ни черту. Кстати сказать, мне первый "Брат" тоже понравился. Нельзя сказать, что он у меня стал какой-то культовый и все такое, но как настоящий, практически первый и при этом очень удачный российский боевик - очень даже пришелся по душе.

Далее Балабанов просто обязан был снять "Брат-2", чтобы продолжить успех этого фильма. И все по той же логике, "Брат-2" должен был стать совершенно отстойным, потому что редко бывает так, чтобы продолжение было хотя бы на уровне первого фильма (исключения, типа "Смертельного оружия" и "Индианы Джонса", только подтверждают правило). Но что из этого получилось на самом деле - отстой или шедевр?

Как я уже сказал, выходу "Брат-2" предшествовал неимоверный ажиотаж, умело нагнетаемый Балабановым и промоутерами. Причем народ зафанател настолько, что даже отказывался приобретать пиратские копии и ждал официальной премьеры фильма. Впрочем, некоторые не удержались и картину посмотрели, но на вопросы отвечали как-то невнятно, из серии, что "фильм, конечно, крутой и все такое, но вообще-то это сплошная попса".

После этого грянул официальный просмотр, а затем фильм быстро появился на видеокассетах, так что его посмотрели все непосредственно заинтересованные лица. Далее я услышал большое количество всевозможных оценок, которые варьировались от полного неприятия (среди этих людей, кстати, преобладали те, для кого первый "Брат" стал культовым) через "попса, конечно, но фильм забавный" до совершенно неумеренных восторгов, причем то, как, цитирую, "Данила дал прочухаться американцам" - объявляется чуть ли ни новой национальной идеей. Впрочем, восторженных и доброжелательных отзывов было на порядок больше, чем негативных. Критики же фильм сдержанно поругивали, но отмечали, что он - безусловно событие для весьма в последнее время зашуганного российского кинематографа.

Правы, конечно, и первые, и вторые, и третьи, и даже критики. Вопрос в том, как воспринимать этот фильм. Те, кто в первом "Брате" увидели какую-то глубокую мысль или даже "новую русскую идею" (которой там не было ни на грамм), во втором "Брате", как правило, разочаровывались. Просто они хотели от Балабанова, чтобы он сумел повторить неповторяемое - настрой и дух первого "Брата", который получился совершенно спонтанно и повторению не подлежал просто по определению.

Балабанов же, между тем, сделал единственно правильную вещь: создал довольно мощный (по российским, конечно, меркам, особенно имея в виду тот факт, что у Балабанова вовсе не было возможностей Михалкова) коммерческий проект, в котором использовались герои первого "Брата". Причем проект был грамотно продуман, качественно реализован, а главное - очень профессионально разрекламирован. На Западе довольно часто бывает, что фильм становится культовым еще до его выхода на экраны, причем только за счет грамотной рекламной компании: статьи о фильме, интервью, репортажи со съемок, выпуск рекламной продукции с изображениями героев фильма и так далее. И когда фильм, наконец, появляется на экране, зрители всех героев уже давно знают и любят, как старых друзей. Данилу же и его непутевого брата зрители полюбили после первого фильма, а рассказы о съемках нового фильма аж до ломоты в зубах вызывали желание посмотреть, чего же братья там в Америке наворотят.

Во втором фильме от Данилы ожидали новых подвигов - помасштабнее, позрелищней, и он зрителей не разочаровал. Что нам Питер? В Питере мы уже всех, кого можно, грохнули, "Маськва" интереса вообще не представляет, так что отправляемся громить Америку. А че? Зажрались они там! Отъелись на рассейском хлебушке, так что Данила им сейчас даст прокашляться.

Впрочем, давайте немного о сюжете... Кстати, по сравнению со сценарием первого "Брата" сценарий второго - на порядок слабее, причем изобилует многочисленными логическими несостыковками. Зачем это сделано - не очень понятно. То ли создатели фильма не особенно обращали внимание на логику сюжета, рассудив (не без оснований), что в боевике сюжет особой рояли не вытанцовывает, то ли это просто было сделано намеренно.

Данила приехал из Питера в Москву. Он уже не скрывает свое военное прошлое, поэтому даже участвует в телепередаче со своими бывшими однополчанами. Один из них - его бывший командир - рассказывает Даниле о своем брате - хоккеисте мирового уровня, который уехал играть в Америку и там его здорово облапошил некий крутой американ. Причем с этим американом связан нынешний начальник данилиного командира (подленького начальника весьма убедительно играет Маковецкий). Далее Данила с командиром квасят в бане с девками, и зрители получают свою законную порцию голого женского тела.

Буквально на следующий день этот американ приезжает в Москву, командир просит было своего начальника потребовать американа к ответу за облапошивание его брата-хоккеиста, но у начальника с американом большие дела, потому командира просто грохнули, чтобы не лез куда не просят.

После этого Данила над гробом командира дает клятву, что поедет в Америку, отберет у плохого американа бабули и отдаст их хорошему хоккеисту - брату погибшего командира. При этом Данила на память берет себе сотовый телефон командира, а на все поступающие звонки отвечает коротко: "Он умер".

Даниле одному скучно лететь в Америку, тем более, что по-английски он знает только: "Пит опен тзе виндоу", поэтому он выписывает в Москву своего брата, который все-таки профессиональный киллер и в хозяйстве всегда пригодится.

За это время Данила познакомился с певицей Салтыковой (в ее роли снялась певица Салтыкова), немного ее "шоркин-поркин", но как девушку, а не как певицу, потому что ее песни Даниле не нравятся (бешеный восторг в зале, а я даже пару раз крикнул: "Браво"). За Данилой и Татарином (напоминаю, что это прозвище его брата), как водится, носятся наемные киллеры, которых послал начальник убитого командира, но Данила с братом их немножечко расстреливают со всех сторон, подняв в одном из тихих московских дворов жуткий переполох, потому что в качестве решающего аргумента используют пулемет "максим", спертый из Исторического Музея. Мы с Бубликом этот момент особенно оценили, потому что: экзотИк, колорит и даже исторические аналогии.

Дальше они улетают в Америку (разными самолетами и в разные города, чтобы их не засекли), ну и начинают шаробаниться по Америке, периодически кого-то отстреливая. Татарин напал на полицейского, который запретил ему пить пиво в общественном месте, а Данила, как водится, нашел себе очередную маргиналку - русскую проститутку, которую отмыл, отчистил и обещает забрать с собой в Москву, чтобы она вернулась к нормальной жизни - то есть стала российской проституткой, а не американской. Временами Данила кого-то отстреливает, но не корысти ради, а для дела.

Да, забыл сказать: за ними охотится украинская мафия, которую навела рука Москвы. Но что нашим ребятам украинская мафия, даже такая мордатая? Убили! Убили самого главного, причем замочили так, как велел наш Президент - в сортире! Рассказывают, что актер (а он действительно украинец, давно живущий в Америке, причем чуть ли не настоящий бандит) наотрез отказывался сниматься в этой сцене, потому что "так умирать - в падлу". И только красноречие Балабанова, который рассказал парню о Станиславском, Рабиновиче-Данченко и Менделееве с Клапейроном, подействовало на актера, и он красиво умер, сраженный выстрелом со дна унитаза.

А Данила продолжает свое победное шествие по Америке. Все с той же застенчивой улыбкой он периодически забредает в гарлемские клоаки, дерется с неграми и потихоньку начинает их ненавидеть так же, как "черножопых" и, возможно, евреев. Но Данила чувствует за собой глубокую внутреннюю правду - он должен вернуть брату своего погибшего командира сто двести тысяч миллионов долларов, поэтому никто не сомневается, что он победит всех негров, хохлов и американских полицейских, вьющихся на его пути. Чувство внутренней правды в Даниле доходит до того, что он даже мастерит жуткий самопал, заряжает его гвоздями и стреляет в лицо честному подпольному торговцу оружием, который провинился только в том, что у Данилы нет пары штук на покупку пистолета-пулемета.

После этого Даниле остается самая малость - подняться пешком на двести восемьдесят пятый этаж небоскреба, чтобы внезапно появиться перед плохим американом, что Данила и делает, скороговоря скороговорки, рассказывая сам себе анекдоты и читая стихи о Родине, березке и все такое.

Самое печальное заключается в том, что от нас скрыли - замочил ли Данила плохого американа или нет! Это осталось за кадром! Деньги-то, конечно, американ вернул. Но остался ли жив - загадка. Я надеюсь, что не замочил, потому что должен же быть "Брат-3", где американ попытается отомстить и напустит на Данилу татаро-монгольскую мафию или просто пригласит инопланетных специалистов, потому что всех остальных Данила уже замочил.

Но деньги нашему хоккеисту (кстати, он произвел на нас с котом Бубликом довольно зажратое и неприятное впечатление) Данила вернул. Все сто тысяч двести семьсот пять миллионов долларов и четырнадцать центов. Тот сказал: "Ну, чувак, типа спасибо и все такое... Если будешь еще в Америке, заходи, угощу пивком". А Данила взял подмышку свою любимую проститутку, купил билеты первого класса (то ли не все деньги хоккеисту отдал, то ли просто с американа командировочные стребовал) и отправился обратно в Москву! К своей Салтычихе, а то она уже утомилась ему названивать в Америку!

Вызывает удивление тот факт, что Данила вот так взял и оставил в руках американских полицейских своего брата, которого с боями захватили после того, как он убил половину украинской мафии Америки, но я так думаю, что это просто узелок на третью серию, когда Данила вернется выручать своего братана, так что Америке точно настанет этот... как его... "кирдык". А третий "Брат" обязательно будет. Сами американцы уговорят. Им очень понравилось сниматься у русских. В каком еще фильме простой американский актер сможет вот так вот запросто произнести: "Ох уж эти чертовы ниггеры! Как они задолбали"? Наверняка актер просил снимать эту сцену снова и снова, утром и вечером, ночью и днем!

Резюмирую. Фильм получился неплохой. Вполне такой нормальный боевичок, сделанный по всем законам жанра - в меру попсоватый и с национальным колоритом. Даже с туманным намеком на некую "национальную идею", которая была с восторгом подхвачена частью зрителей, который считают, что "мочить в сортире" - это и есть национальная идея. Сам Бодров мне не особо понравился, но он во втором "Брате" вообще какой-то карикатурный, а вот Сухоруков - просто блеск! Хороши также все остальные киллеры, за что им мое больше зрительское спасибо. Салтыкова... А что Салтыкова? Салтыкова и есть. Некоторые критики удивлялись, мол, как это Данила узнал в недрах Останкино Пельша и Якубовича, а кто такая Салтыкова - не знал. Друзья мои! Уверяю вас, что такое бывает. Я вон тоже знаю Пельша и Якубовича, а кто такая Салтыкова - узнал только из этого фильма. Актриса она, конечно, никакая. Но зато и певица - тоже никакая.

Что поставить этому фильму - честно говоря, затрудняюсь сказать. Режиссеру и актерам, наверное, четверку. Даже с плюсом, потому что в фильме действительно есть много удачных моментов, и я его посмотрел с удовольствием. Сценаристу - троечку, но с плюсом, потому что сюжет - полный кошмар, а вот отдельные моменты - очень даже ничего. Впрочем, если это было сделано намеренно, тогда троечку с плюсом меняю на четверочку с минусом.

Нужно ли смотреть этот фильм? Наверное, нужно. Тем более, что он наверняка станет культовым, и Балабанова назовут "российским Тарантино". Но, независимо от моих пинков сценария, Балабанов - молодец и снял действительно правильный и зрелищный боевик. Причем настоящий и оригинальный российский боевик, что не может не радовать.

Да, чуть не забыл... Очень многие взахлеб рассказывали о том, как в этом фильме потрясающе подобрана музыка, какой там - как сейчас говорят - саундтрек... Я ничего такого не заметил. Музыка подобрана неплохо, но она вовсе не написана специально к фильму, а просто представляет собой песни ныне популярных групп. Так что чем тут восторгаться - не очень понятно. Может быть, эти люди просто не видели "Однажды в Америке", чтобы понять - КАК нужно делать музыку к фильму. Впрочем, я не большой знаток современной музыки, так что, может быть, поэтому и не кричу: "Ах, как потрясающе подобрана музыка к этому фильму", услышав в картине знакомую песню любимой группы.

www.exler.ru

Интересные факты из Википедии:

В фильме есть эпизод, когда Данилу сбивает машина, за рулём которой находится американка. При съёмках этой сцены требовалось остановить автомобиль в точно определённом месте. Однако, при пробах водитель никак не мог добиться этого. Ни о каких гарантиях безопасности Бодрова в этом случае и речи не было. И тогда оператор Сергей Астахов смоделировал этот эпизод следующим образом. Машина стояла на месте. Бодров в момент «столкновения» с машиной как бы натыкался на неё и падал на капот. В момент «наезда» люди раскачивали стоящий на месте автомобиль. Достоверность момента была достигнута за счёт движения самого Бодрова и работы оператора с камерой.
Сюжет сиквела во многом повторяет сюжет первого фильма. Так, в первом фильме перед решающей перестрелкой Данила мастерит обрез из охотничьего ружья, а во втором — делает самопал из подручных средств, причём в качестве боеприпасов он использовал шляпки гвоздей и серу от спичек. В первом фильме показан приезд Данилы в Петербург, во втором фильме точно так же показан приезд Виктора в Москву; сначала показано как поезд приезжает на вокзал, Виктор выходит из поезда, а потом идёт по Москве, пытаясь найти Данилу через его друзей; причём, как и в первом фильме поиски сначала не завершаются успехом. Также показан разговор матери с сыном в начале фильма.
Алексей Балабанов хотел, чтобы ВАЗ-2101 перевернулся во время преследования. Но каскадёр, управлявший машиной, не разогнал машину достаточно быстро. Режиссёру понравилась отснятая сцена, которая и вошла в фильм.
Во время съёмок фильма американские пиротехники не взялись за создание самопала. Тогда с этой работой справился российский оператор С. Астахов, который за час изготовил его из латунной трубки, железных скрепок и марганцевых опилок, чем американцы были крайне поражены.
Голос нью-йоркского таксиста, похожий на голос Владимира Жириновского — это голос Юрия Стоянова, известного ведущего юмористической программы «Городок».
Эпизод, в котором Данила расстреливает людей в клубе «Метро», снят таким образом, что сильно напоминает игру жанра FPS. Зритель видит оружие Данилы снизу по центру экрана (как, к примеру, в Doom, культовой игре начала 90-х) и наблюдает большую часть эпизода как бы «из глаз» Данилы.
В фильм попали настоящие хоккейные звезды: Алексей Морозов, Яромир Ягр и Дарюс Каспарайтис.
В эпизоде где брат Данилы — Виктор избивает полицейского звучит такая фраза — «Я полицейский — Да ладно, я сам милиционер» — это объясняется тем, что в конце первой части, когда Брат Данилы плачет в конце фильма Данила ему говорит « Езжай домой к маме — Там в милиции папин одноклассник работает, места свободные есть». В начале второй части есть эпизод, который показывает, что Виктор именно так и поступил (видна висящая на стуле милицейская форма).
Ирина Салтыкова никогда не жила в высотном доме на Котельнической набережной. Певица проживает в двухкомнатной квартире в старом доме на Пречистенке, неподалёку от станции метро «Кропоткинская».
Хозяин ресторана «Метрополь» в Чикаго, где снималась одна из сцен фильма, до отъезда в США на ПМЖ отсидел в СССР 20 лет в тюрьме.
В роли одного из украинских бандитов согласился сняться член украинской общины Славик — уважаемый человек в Чикаго. Он долго не мог смириться с тем, что ему по сценарию суждено было умереть от руки «москаля» в туалете, на кафельном полу.
В США запрещено снимать в кино настоящие деньги. Местные реквизиторы делают специальные муляжи. Русская съёмочная группа, зная о запрете, перед поездкой изготовила на цветном ксероксе кучу фальшивых долларов.
Перед отлётом съёмочной группы в Америку был сделан муляж паспорта на имя Данилы Багрова. По фильму в аэропорту Даниле ставят в паспорте штамп, однако при съёмках режиссёру сначала никак не удавалось уговорить работников паспортного контроля поставить настоящий штамп в ненастоящий паспорт.
Перед съёмкой драки режиссёр попросил троих афроамериканских актёров: «Бейте сильнее, чтобы все выглядело натурально». Американцы старались на совесть. В результате у Сергея Бодрова были сломаны два ребра.
Фильм при всём своём успехе не покрыл расходов на своё производство. На создание было потрачено более миллиона долларов, а в прокате было выручено 600 тысяч.
Когда Бен и Данила смотрят в кинотеатре фильм, на экране появляется Джон Герберт Диллинджер.
Игру GTA IV русскоязычные поклонники в шутку называют "Брат 3" из-за схожести сюжета, частичной схожести характера персонажей и их действий.


Популярные персонажи
null Действие романа происходит летом 1859 года. Моло...
null Евгений Онегин — герой романа в стихах А.С.Пушки...
Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ, второстепен...


E-mail администратора: 19msd@mail.ru
Злодеи и герои в кино, негодяи, монстры, чудовища из мультиков, литературы, кино, анимэ, комиксов и игр. Отрицательные и положительные герои и персонажи ваших любимых фильмов, книг, романов и сказок, легенд и мифов. Если вы не нашли свой любимый персонаж - напишите об этом в гостевой книге и он обязательно появится.
Любое использование материалов сайта разрешается только с указанием активной гиперссылки на www.fanbio.ru