Главная Посты Российские фильмы ужасов


Российские фильмы ужасов

Статьи о кино, комиксах, книгах и легендах

Data: 16.10.2010 13:43 | Автор: Administrator

В советские времена жанр фильмов ужасов отечественными кинематографистами фактически не культивировался. Отдельные работы, двигавшиеся  в этом направлении, упорно относили либо к фантастике («Заклятие долины змей», «Вельд»), либо к детективу («Дикая охота короля Стаха», «Десять негритят») или экранизации школьной классики («Вий»).

Перестройка предложила зрителям новые жанры и новых героев, но фильмы ужасов продолжали скромно выглядывать из-за кулисы, которая раздвигалась, когда фильм оказывался широкоэкранным. Например, едва ли не первая попытка отечественного режиссера – «Псы»(1989) Дмитрия Светозарова – осталась практически незамеченной. Главные роли в этой картине исполнили Юрий Кузнецов («Мой друг Иван Лапшин», «Дневник камикадзе») и Андрей Краско («Я остаюсь»), а музыку написали музыканты группы «Машина времени».

История о собаках-людоедах, брошенных своими хозяевами, оказалась невостребованной, хотя и была чрезвычайно злободневной. Распад Советского Союза выпустил на волю все ужасы переходного периода, когда граждане покинули категорию зрителей и превратились в обычных страждущих потребителей. Хотелось хлеба – зрелищ не ждали.

Практически все 90-е кинопроизводство провело на коленях (Никита Михалков и «Утомленные солнцем» не в счет), так что появившиеся в прессе сообщения о реализации на базе студии имени Горького проекта малобюджетных зрительских фильмов прозвучали сенсацией. В число сделанных в 1997 году картин вошли и первые российские хорроры – «Змеиный источник» Николая Лебедева с Евгением Мироновым и «Упырь» Сергея Винокурова с Алексеем Серебряковым.

Но для этих более чем достойных лент зритель так и не нашелся – отечественный кинопрокат лежал в руинах. Если бы не эти обстоятельства, то увидеть занимательные истории про героя с осиновым колом под мышкой и маньяка в маленьком городе могли бы не только критики – по роду своей профессиональной деятельности.

Впрочем, это смутное время-таки оказалось удачным для Николая Лебедева – фактический дебютант настолько проникся идеей съемок триллеров на российской почве, что затем последовали «Поклонник» (1999) и «Изгнанник» (2004, совместное американо-российское производство).    

Наступил 98-й год – малобюджетное кино лишилось всякого бюджета, и фильмы ужасов окончательно ушли в тень. «Второе пришествие» жанра наступило только в нулевых, когда, насмотревшись зарубежных ужастиков, молодые режиссеры под присмотром продюсеров, и благо кинотеатры успели вырасти, ринулись снимать «первые отечественные фильмы ужасов».

Спустя четыре года после схлынувшей волны оказалось, что результат никак не превзошел зрительские ожидания. Практически все картины были очень амбициозны, скроены по голливудским сценарным лекалам, их снимали поклонники жанра, но увы – жанр никак не давался, фильмы зачастую терпели коммерческие неудачи.

Режиссер Олег Фесенко решил перекроить классику от Н.В.Гоголя – современную «Ведьму» (2006) снимали на английском языке и только потом переозвучили для российского проката. Хома Брут превратился в любознательного журналиста Айвана, но постмодерн не вышел творчески убедительным, хотя фильм принес своим создателям прибыль. Аудитория у картины оказалась чуть шире традиционной – Гоголя зрителям давно не делали.

Зато потом кинематографисты аккуратно и очень четко переключились на молодежь – главного потребителя голливудских фильмов ужасов. И если «Мертвые дочери» (2007) Павла Руминова еще черпали вдохновение в картинах о японских школьницах с распущенными волосами, то «Путевой обходчик» и «ССД» игрались на территории американских слэшеров, где кайло и длинные ножи – лучшее средство против визжащих девушек в облегающих топах.  

Вышеназванные ленты потерпели неудачу в прокате и принесли своим создателям кучу уничижительных рецензий, в которых отдельным светлым пятном выделялось экранное оголение Анфисы Чеховой. Одно было ясно точно – в российской глубинке маньяки на социальной почве зрителям не нужны («Тот, кто гасит свет»). Уж лучше вожделение секса, а потом брызнувшая кровь вместо оргазма.  

В прошлом году чуть более удачно показал себя российский вариант жанра «дитя тьмы» -   «Юленька» Александра Стриженова собрала почти $3 млн. Интересно, как встретят зрители премьеру нового российского фильма ужасов – «Фобос. Клуб страха» стартует в кинотеатрах на этой неделе. Картину с бюджетом в $1.5 млн. молодой режиссер Олег Асадулин делал под пристальным вниманием продюсера Федора Бондарчука (фильм уже вышел и провалился в прокате - прим.  Fanbio).

Намерения их благородны – сделать крепкое жанровое кино для массового зрителя. Остается надеяться, что хоррорам удастся переломить неприятную для себя тенденцию, тем более что фантастика успешно приватизирована Джеймсом Камероном.

Александр ДЬЯКОВ

P.S.: Четыре года продолжается работа над фильмом «Вий: Возвращение», в течение которых бюджет картины вырос до $21 млн. Чтобы спасти проект, продюсеры дывятся на «Аватар» и срочно переводят Гоголя в формат 3D. Первый российский трехмерный фильм ужасов маячит на горизонте.  

По материалам Источник

Комментарии  

 
0 #1 11.02.2012 15:04
да в россии этот жанр почти отсутствует. вот здесь есть список того, что насосали из пальца российские кинематографист ы: http://uzhasnyiblog.ru/2011/01/rossiiskie-filmy-uzhasov.html
 

Популярные персонажи
null Действие романа происходит летом 1859 года. Моло...
null Евгений Онегин — герой романа в стихах А.С.Пушки...
alt Пират Джек Воробей - колоритный, манерный пиратс...


Злодеи и герои в кино, негодяи, монстры, чудовища из мультиков, литературы, кино, анимэ, комиксов и игр. Отрицательные и положительные герои и персонажи ваших любимых фильмов, книг, романов и сказок, легенд и мифов. Если вы не нашли свой любимый персонаж - напишите об этом в гостевой книге и он обязательно появится.
Любое использование материалов сайта разрешается только с указанием активной гиперссылки на www.fanbio.ru