Главная Фильмы Аркадий Дзюбин и Саша Свинцов - солдаты из фильма "Два бойца"


Аркадий Дзюбин и Саша Свинцов - солдаты из фильма "Два бойца"

Фильмы

Data: 21.06.2011 04:55 | Автор: Administrator


"Два бойца" стали первым фильмом, утверждавшим в общем-то простую истину: на войне не только сражаются, на войне - живут... Ленинградский фронт, где война приняла "оседлый", окопный характер и где паузы между боями стали постепенно растягиваться, представлял особую возможность внимательно присмотреться к своим героям в обыденной обстановке блиндажей и землянок, прислушаться к их простым разговорам и шуткам в период затишья, да просто заглянуть им в глаза.

Источник: фильм "Два бойца"  (1943)

Автор: Е. Габрилович, Л. Луков

Роль исполнили: Марк Бернес и Борис Андреев

Вид: персонажи фильмов про Великую отечественную войну

Смотреть: Аркадий поет "Шаланды полные кефали" , Аркадий поет "Темная ночь"

Фильм поведал о дружбе двух бойцов-пулеметчиков, столь непохожих и внешне, и по своему темпераменту: добродушном, неторопливом, основательном богатыре - "Саше с Уралмаша" и темпераментном шутнике и балагуре - одессите Аркаше Дзюбине.

Борис Андреев был утвержден на роль Саши Свинцова сразу, потому что Леонид Луков хорошо его знал, снимал его еще до войны в 1939 году, в своем фильме "Большая жизнь". А вот на роль Дзюбина режиссер долго не мог подобрать исполнителя. У Лукова был соблазн взять на эту роль кого-нибудь из популярных актеров, того же Николая Крючкова или Петра Алейникова. Однако он справедливо опасался, что свойства наработанных ими прежде образов нечаянно перенесутся и на Дзюбина. Нужен был исполнитель еще недостаточно известный, чтобы взрастить в фильме оригинальный и свежий характер, предложенный в сценарии. Предпочтение было отдано Марку Бернесу.

Немало пришлось потрудиться авторам фильма, чтобы создать хоть сколько-нибудь достоверную и выразительную атмосферу действия, запечатлеть особый вид "окопной войны". Медленная панорама по пригородам Ленинграда. Дворцовый парк, скульптура на изгибе реки... Оператору Александру Гинцбургу пришлось, пожалуй, решать самую сложную задачу: различными техническими приспособлениями и средствами бороться с ярким ташкентским солнцем, чтобы хоть в какой-то мере воссоздать особый колорит окрестностей Ленинграда.

Маскировочные сетки над окопами, недалекие взрывы снарядов, комья земли, обрушивающиеся на сетки, командир у бруствера, наблюдающий за обстановкой боя, - все это лишено внешней натужной патетики, создает задуманное авторами впечатление повседневности происходящего.

Следующий эпизод переносит нас в блиндаж. Дзюбин рассказывает бойцам о том, как его друг Свинцов, где-то раздобывший огромный трофейный маузер, так напугал своей стрельбой немцев, что они начали артподготовку... Дружный смех в ответ на шутку. О войне никто не говорит. Почтальон приносит письма. Затихшие солдаты мысленно уносятся в своих воспоминаниях куда-то далеко, к родным... В это время Аркадий берет в руки гитару и звучит песня "Темная ночь"...

Долгие крупные планы солдат. Неподвижных, отрешенных. "Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь..." Камера, медленно приближая лица слушающих, как бы включает и зрителей фильма в поток реально текущего времени. Время исполнения песни сливается с временем ее экранного переживания. Все просто и точно. Метод пристального кинонаблюдения и рождает совершенно удивительный "эффект присутствия", получивший впоследствии развитие в телесериалах. Песня же "Темная ночь" о вере, любви и надежде стала воплощением смысла фильма, одной из вершин песенного творчества композитора Никиты Богословского.

Любопытно, что фильм так и не получил у историков кино четкого жанрового определения.

Скорее всего, его можно назвать балладой о солдатской дружбе, пронизанной лиро-эпическими интонациями.

Так уж случилось, что Габрилович, отослав сценарий Лукову в Ташкент, на фронте, спустя год, услышал песни из фильма. Они звучали повсюду. Их распевали солдаты в землянках и раненые в медсанбатах.

Автор сценария тревожился о том, что, кроме песен в картине, может быть, и нет ничего достойного. Но где-то под Харьковом, в истерзанном пулями и осколками кинотеатре, он впервые посмотрел "Двух бойцов" и высоко оценил игру Бориса Андреева и Марка Бернеса,

Борис Андреев считал роль Саши Свинцова одной из своих удач, и вполне справедливо. Образ воплощен строго и глубоко актером сильным, предельно русским. Вот он говорит, улыбается или сердится, воюет с врагами или беседует с другом. И в каждую секунду ясно, как он искренен до простодушия, скромен до застенчивости, как верен в любви, надежен в товариществе, какая это чистая и цельная натура. За ним как за стеной. Такого не испугать, не сдвинуть, не победить. Без всяких фраз и особых уверений Саша с Уралмаша создавал у зрителей убежденность в будущей победе.

Аркадий Дзюбин - человек иного склада, из тех, кто умеет быть на виду, артистичный, душа компании, способный и на быстрый душевный отклик, и на острое словцо. Он охотно подшучивает над своим немногословным и медлительным другом-богатырем и испытывает к нему же глубокую симпатию.

В памяти миллионов зрителей разных поколений худощавый одессит в тельняшке с гитарой в руках и мощный, как медведь, богатырь остались как реально встреченные в жизни, невыдуманные люди.

Так колоритно и полнокровно были вылеплены эти несхожие характеры.

А тем временем на экране между неразлучными друзьями возникает конфликт. Во время однодневного отпуска Саша признался Аркадию, что у него в Ленинграде есть знакомая девушка Тася. Они отправляются к ней в гости. По возвращении же узнают, что был тяжелый бой, многие погибли. Изнуренные боем и придавленные бедой люди в землянке молчат. Аркадий решается их расшевелить, поднять им настроение. Сильно привирая, он принимается рассказывать о своем с Сашей путешествии к Тасе. В юмористическом и беспощадном его описании Саша предстает наивным и недалеким увальнем, вообразившим себя предметом пылкой любви совершенно равнодушной к нему девушки. Склонной будто бы после знакомства с Аркадием питать нежные чувства именно к нему.

Зритель фильма прекрасно понимает, что история эта не имеет ни малейшего соответствия с поведением умной и скромной Таси, какую он только что видел на экране.

Зритель готов простить Аркадия, догадываясь, что тот ерничает и прихвастывает о себе только для того, чтобы взбодрить упавших духом товарищей. Но прямодушный и доверчивый Саша на экране потрясен услышанным. С непередаваемой горечью он заявляет Аркадию: "То, что я тебе доверил как другу, ты растрепал всем!"

По просьбе Саши командир разводит его и Аркадия по разным пулеметным расчетам. А дальше наступает пора боевой проверки их дружбы на прочность: спасая Аркадия от наседавших немцев, Саша принимает огонь на себя, и, раненный, попадает в госпиталь. Еще не зная, кто их выручил в критический момент, Аркадий говорит своему помощнику: "Да, с этим мальчиком я бы крепко выпил после боя, он подарил нам малость - жизнь!"

От имени раненого друга Аркадий пишет проникновенные письма Тасе в Ленинград, укрепляя ее ответное чувство к Саше. Выйдя из госпиталя, Саша встречается с Тасей в городе, ведь линия фронта, как сказано в титрах, "проходила в конце трамвайного пути...". Тут выясняется история с письмами. Саша растроган, потрясен поступком друга. "А письма возьмите, - кричит он Тасе при расставании. - В них все верно написано, все верно - точно!"

Источник

Смотрите также


Популярные персонажи
null Действие романа происходит летом 1859 года. Моло...
null Евгений Онегин — герой романа в стихах А.С.Пушки...
Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ, второстепен...


E-mail администратора: 19msd@mail.ru
Злодеи и герои в кино, негодяи, монстры, чудовища из мультиков, литературы, кино, анимэ, комиксов и игр. Отрицательные и положительные герои и персонажи ваших любимых фильмов, книг, романов и сказок, легенд и мифов. Если вы не нашли свой любимый персонаж - напишите об этом в гостевой книге и он обязательно появится.
Любое использование материалов сайта разрешается только с указанием активной гиперссылки на www.fanbio.ru